Разработки и услуги • Валютный контроль • Налоги • Таможня • Формы ВЭД • Контракты • На английском • Испания 
 Запрос услуг • Контакты 
Правовое бюро
"Проект-ВС"

 Аналитические 
 правовые услуги по ВЭД 

Дистанционно / Онлайн
В офисе / Ежедневно

Услуги
Проекты
Контракты
Ситуации
Материалы
Новости
Услуги составления и разработки экспортных контрактов и проектов ВЭД. Материалы по странице. Документы для проведения валютных операций

Услуги составления и разработки
экспортных контрактов и проектов ВЭД

Правовые услуги по законодательству РФ и между­на­род­ному праву по состав­лению и ­ на рус­ском и англий­ском языках экспорт­ных конт­рактов, дого­воров, согла­шений, доку­ментов, право­вых обосно­ваний, право­вой аргу­мен­тации для ино­стран­ных партнеров, разра­ботка право­вых воп­росов экс­порта товаров, работ, услуг, резуль­та­тов интел­лек­ту­альной дея­тель­ности из РФ на основе прак­тики ВЭД за послед­ние 10-15 лет и с учетом право­вого регу­ли­ро­вания в РФ в 2022 году.

МАТЕРИАЛЫ И ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Документы для проведения валютных операций

Валютно-правовые услугиВалютная консультация ► Документы для валютных операций

Понятие и общая обязанность представления документов для валютных операций

Разница между «резидентами» по Инструкции ЦБ № 181-И и по Закону № 173-ФЗ

Необходимо отличать «документы для операций» от СПД и «подтверждающих документов»

Перечень документов для валютных операций

Требования к документам для валютных операций

Случаи и сроки представления документов для валютных операций

Сроки хранения документов резидентами и нерезидентами

Штрафы на резидентов за непредставление документов для валютных операций в срок


Понятие и общая обязанность представления документов для валютных операций

Пункт 1.2 Инструкции ЦБ № 181-И:

1.2. В случаях, установленных настоящей Инструкцией, резиденты представляют в уполномоченный банк подтверждающие документы и информацию, установленные частью 4 статьи 23 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - документы, связанные с проведением операций), с учетом требований к таким документам, установленных частью 5 статьи 23 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле", а также информацию в соответствии с частями 1.1 и 1.2 статьи 19 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - информация об ожидаемых сроках репатриации иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации).


Разница между «резидентами» по Инструкции ЦБ № 181-И и по Закону № 173-ФЗ

Инструкцией ЦБ РФ № 181-И обязанность представлять в уполномоченные банки в РФ документы для проведения валютных операций возложена на "резидентов". Под резидентами понимаются валютные резиденты, в отличие от налоговых резидентов. Общее понятие валютных резидентов установлено в статье 1 Федерального закона № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (Закон № 173-ФЗ). Однако понятие "резидентов" в целях Инструкции ЦБ № 181-И не совпадает с понятием "резидентов" в целях Закона № 173-ФЗ. Для удобства различия этих понятий в разных контекстах валютно-правовых норм, на настоящей странице «резиденты» в целях Закона № 173-ФЗ выделены синим шрифтом, а «резиденты» в целях Инструкции ЦБ № 181-И - зеленым шрифтом.

Итак, согласно пункту 1.5 Инструкции ЦБ № 181-И:

1.5. Настоящая Инструкция распространяется на резидентов, являющихся юридическими лицами (за исключением кредитных организаций и государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)"), физическими лицами, являющимися индивидуальными пред­при­ни­ма­те­ля­ми или лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее при совместном упоминании - резиденты).

(в редакции Указания Банка России от 05.07.2018 г. № 4855-У)

Настоящая Инструкция распространяется на физических лиц - резидентов при осуществлении ими валютных операций в иностранной валюте и (или) валюте Российской Федерации, связанных с пре­дос­тав­ле­ни­ем нерезидентам займов и возвратом от нерезидентов таких займов, с использованием своих банковских счетов (вкладов) (далее - физическое лицо - резидент).

(в редакции Указания Банка России от 05.07.2018 г. № 4855-У)

Таким образом, из общего понятия «валютных резидентов» в целях Закона № 173-ФЗ Инструкция ЦБ № 181-И выделяет отдельные более узкие понятия «резидентов» и «физических лиц - резидентов», обязанных соблюдать эту Инструкцию. При этом под «физическими лицами - резидентами» в целях Инструкции ЦБ № 181-И понимаются не все физические лица, являющиеся валютными резидентами по Закону № 173-ФЗ, а только те из них, которые предоставляют займы нерезидентам. В то же время, понятие "резидентов" в целях Инструкции ЦБ № 181-И не включает в себя понятие "физических лиц - резидентов". Графически это можно представить следующим образом:

"Резиденты" в целях Закона № 173-ФЗ
"Резиденты"
 в целях Инструкции ЦБ № 181-И 
"Физические лица - резиденты"
 в целях Инструкции ЦБ № 181-И 

Необходимо отличать «документы для операций» от СПД и «подтверждающих документов»

Из постановлений Арбитражного суда Московского округа от 12 февраля 2021 г. по делу № А40-53663/2020, от 10 февраля 2021 г. по делу № А40-53659/2020, от 29 декабря 2020 г. по делу № А40-53642/2020-144-426, от 20 ноября 2020 г. по делу № А40-53655/2020 по спорам товарищества собственников жилья с ИФНС № 3 по г. Москве о нарушениях представления документов для проведения валютных операций:

"...необходимо отличать представление документов и информации при осуществлении валютных операций от представления справки о подтверждающих документах в качестве формы учета и отчетности по валютным операциям и самих подтверждающих документов.

Поэтому представление товариществом справки о подтверждающих документах, а также документов, подтверждающих оказание товариществом услуг нерезиденту, не означало выполнение товариществом требований закона о представлении документов и информации, связанных с последующим зачислением валюты Российской Федерации на счет товарищества - после оказания таких услуг и выставления счетов, в котором зафиксировано оказание услуг на указываемые в счетах суммы".


Перечень документов для проведения валютных операций

Часть 4 статьи 23 Федерального закона от 10.12.2003 № 173 "О валютном регулировании и валютном контроле":

4. В целях осуществления валютного контроля агенты валютного контроля в пределах своей ком­пе­тен­ции имеют право запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов следующие документы (копии документов), связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов:

1) документы, удостоверяющие личность физического лица;

2) документ о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального пред­при­ни­ма­те­ля;

3) документы, удостоверяющие статус юридического лица, - для нерезидентов, документ о го­су­дар­ст­вен­ной регистрации юридического лица - для резидентов;

4) свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;

5) документы, удостоверяющие права лиц на недвижимое имущество;

6) документы, удостоверяющие права нерезидентов на осуществление валютных операций, открытие счетов (вкладов), оформляемые и выдаваемые органами страны места жительства (места регистрации) не­ре­зи­ден­та, если получение нерезидентом такого документа предусмотрено законодательством иностранного государства;

7) уведомление налогового органа по месту учета резидента об открытии счета (вклада) в банке и (или) иной организации финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации;

8) регистрационные документы в случаях, когда предварительная регистрация была предусмотрена в соответствии с настоящим Федеральным законом;

9) документы (проекты документов), являющиеся основанием для проведения валютных операций, включая договоры (соглашения, контракты) и дополнения и (или) изменения к ним, доверенности, выписки из протокола общего собрания или иного органа управления юридического лица; документы, содержащие сведения о результатах торгов (в случае их проведения); документы, подтверждающие факт передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг), информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, акты государственных органов; документы, подтверждающие фиксацию сторонами внешнеторгового договора (контракта) факта порчи, повреждения, утраты товара, его естественной убыли при транспортировке; документы, свидетельствующие о принятии и рассмотрении продавцом (поставщиком) претензии, предъявленной в связи с нарушением условий внешнеторгового договора (контракта) о количестве и (или) качестве поставленных товаров; документы об урегулировании сторонами вопроса оплаты товара с учетом уменьшения его стоимости в результате порчи, повреждения, утраты или в случае его естественной убыли при транспортировке; счета-фактуры; переводные векселя;

10) документы, оформляемые и выдаваемые кредитными организациями, включая ведомости бан­ков­ско­го контроля, банковские выписки; документы, подтверждающие совершение валютных операций, в том числе оформляемые и выдаваемые банками, расположенными за пределами территории Российской Федерации;

11) таможенные декларации, документы, подтверждающие ввоз в Российскую Федерацию валюты Рос­сий­ской Федерации, иностранной валюты и внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме;

12) паспорт сделки.

13) документы, подтверждающие, что физические лица являются супругами или близкими род­ст­вен­ни­ка­ми, включая документы, выданные органами записи актов гражданского состояния (свидетельство о зак­лю­че­нии брака, свидетельство о рождении), вступившие в законную силу решения суда об установлении фак­та семейных или родственных отношений, об усыновлении (удочерении), об установлении отцовства, а также записи в паспортах о детях, о супруге и иные документы, предусмотренные законодательством Рос­сий­ской Федерации;

14) документы, подтверждающие факт пребывания физических лиц - резидентов за пределами тер­ри­то­рии Российской Федерации, документы, подтверждающие факты въезда в Российскую Федерацию и (или) выезда из Российской Федерации;

15) договоры финансирования под уступку денежного требования (факторинга), указанные в части 4 статьи 9 настоящего Федерального закона, и (или) договоры о последующей уступке денежного требования;

16) письменные уведомления об уступке (последующей уступке) денежного требования финансовому агенту (фактору);

17) документы, подтверждающие совершение операций и расчетов в соответствии с частью 5 статьи 19 настоящего Федерального закона;

18) документы, подтверждающие факт временного пребывания в иностранном государстве сотрудников (работников) дипломатических представительств, консульских учреждений Российской Федерации, пос­то­ян­ных представительств Российской Федерации при международных (межгосударственных, меж­пра­ви­тель­ст­вен­ных) организациях, иных официальных представительств Российской Федерации и представительств федеральных органов исполнительной власти, находящихся за пределами территории Российской Фе­де­ра­ции, выехавших совместно с ними членов их семей (супруг, супруга, дети, не достигшие возраста во­сем­над­ца­ти лет, дети старше этого возраста, ставшие инвалидами до достижения ими возраста восемнадцати лет), а также граждан Российской Федерации, являющихся сотрудниками международных (межгосударственных, межправительственных) организаций, выдаваемые соответствующими органами государственной власти Российской Федерации и международными организациями;

19) договоры страхования, указанные в частях 4 и 4.4 статьи 19 настоящего Федерального закона, документы, подтверждающие заключение сделок, указанных в части 4.1 статьи 19 настоящего Фе­де­раль­но­го закона, и иные связанные с ними документы, в том числе подтверждающие совершение операций и расчетов;

20) документы, подтверждающие право физического лица - резидента осуществлять пред­при­ни­ма­тель­скую деятельность без образования юридического лица на территории иностранного государства своего пребывания, выданные в соответствии с законодательством такого иностранного государства;

21) документы, подтверждающие исполнение или прекращение обязательств нерезидентов по внеш­не­тор­го­вым договорам (контрактам), заключенным между резидентами и нерезидентами, в соответствии с частью 4 статьи 24 настоящего Федерального закона;

22) договоры, заключаемые между резидентами и связанные с заключением и исполнением внеш­не­тор­го­вых договоров (контрактов) о передаче нерезидентам товаров, выполнении для них работ, об оказании им услуг, о передаче им информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе ис­к­лю­чи­тель­ных прав на них, при осуществлении расчетов с использованием переводного (трансферабельного) ак­кре­ди­ти­ва; документы, определяющие условия такого переводного (трансферабельного) ак­кре­ди­ти­ва, включая извещение банка, открывшего переводной (трансферабельный) аккредитив, содержащее условия пе­ре­вод­но­го (трансферабельного) аккредитива, поручение получателя средств - резидента на перевод аккредитива в пользу второго получателя средств - резидента (вторых получателей средств - резидентов), которому (ко­то­рым) должно производиться исполнение переводного (трансферабельного) аккредитива в соответствии с условиями договора, заключенного между резидентом, являющимся получателем средств, и вторым по­лу­ча­те­лем средств (вторыми получателями средств), извещение уполномоченного банка, который является упол­но­мо­чен­ным на перевод переводного (трансферабельного) аккредитива (исполняющий банк), о переводе ак­кре­ди­ти­ва в пользу второго получателя средств - резидента (вторых получателей средств - резидентов).


Требования к документам для проведения валютных операций

Эти требования установлены частью 5 статьи 23 Федерального закона от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле":

5. Агенты валютного контроля вправе требовать представления только тех документов, которые не­по­сред­ст­вен­но относятся к проводимой валютной операции.

Все документы должны быть действительными на день представления агентам валютного контроля. По запросу агента валютного контроля представляются надлежащим образом заверенные переводы на русский язык документов, исполненных полностью или в какой-либо их части на иностранном языке. Документы, исходящие от государственных органов иностранных государств, подтверждающие статус юридических лиц - нерезидентов, должны быть легализованы в установленном порядке. Иностранные официальные документы могут быть представлены без их легализации в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации.

Документы представляются агентам валютного контроля в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии. Если к проведению валютной операции или открытию счета имеет отношение только часть документа, может быть представлена заверенная выписка из него.

...

Оригиналы документов принимаются агентами валютного контроля для ознакомления и возвращаются представившим их лицам. В материалы валютного контроля в этом случае помещаются заверенные агентом валютного контроля копии.


Случаи и сроки представления документов для валютных операций

При зачислении иностранной валюты, согласно пункту 2.1 Инструкции ЦБ № 181-И:

2.1. Резидент при проведении операции по зачислению иностранной валюты на транзитный валютный счет должен представить в уполномоченный банк документы, связанные с проведением операций, не позднее пятнадцати рабочих дней после даты зачисления иностранной валюты на транзитный валютный счет, указанной в уведомлении уполномоченного банка о ее зачислении на транзитный валютный счет, за ис­к­лю­че­ни­ем случаев, установленных пунктами 2.6, 2.7 и абзацем вторым пункта 2.8 настоящей Инструкции.

При списании иностранной валюты, согласно пункту 2.5 Инструкции ЦБ № 181-И:

2.5. Резидент при списании иностранной валюты с его расчетного счета в иностранной валюте од­но­вре­мен­но с распоряжением о списании иностранной валюты должен представить в уполномоченный банк до­ку­мен­ты, связанные с проведением операций, за исключением случаев, указанных в пунктах 2.6 и 2.7, абзаце втором пункта 2.8, пункте 10.11 и главе 14 настоящей Инструкции.

При списании российских рублей по контракту, сумма обязательств по которому превышает в эк­ви­ва­лен­те 600 тыс. рублей, согласно пункту 2.10 Инструкции ЦБ № 181-И:

2.10. Резидент, включая финансового агента (фактора) - резидента, указанного в части 5 статьи 19 Фе­де­раль­но­го закона "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - финансовый агент (фактор) - резидент), при осуществлении операции, связанной со списанием валюты Российской Федерации со своего расчетного счета в валюте Российской Федерации, открытого в уполномоченном банке, которая со­от­вет­ст­ву­ет виду операции, указанному в приложении 1 к настоящей Инструкции, за исключением случаев, указанных в пунктах 2.14 и 2.15 и абзаце втором пункта 2.16 настоящей Инструкции, должен представить в упол­но­мо­чен­ный банк одновременно следующие документы:

распоряжение о переводе денежных средств, предусмотренное Положением Банка России от 29 июня 2021 года № 762-П "О правилах осуществления перевода денежных средств", зарегистрированным Минюстом России 25 августа 2021 года, регистрационный N 64765, оформленное с учетом требований, предусмотренных пунктом 2.13 настоящей Инструкции (далее - расчетный документ по операции);

(в редакции Указания Банка России от 25.01.2022 г. № 6062-У)

документы, связанные с проведением операций.

При зачислении российских рублей по контракту, поставленному на учет в банке, согласно пункту 2.23 Инструкции ЦБ № 181-И:

2.23. При зачислении валюты Российской Федерации на расчетный счет резидента в валюте Российской Федерации по договорам, принятым на учет уполномоченным банком в соответствии с разделом II нас­то­я­щей Инструкции, резидент в порядке, согласованном уполномоченным банком с резидентом, должен пред­ста­вить в уполномоченный банк документы, связанные с проведением операций, не позднее пятнадцати рабочих дней после даты ее зачисления на расчетный счет резидента, указанной в выписке по операциям на счете.

Сроки хранения документов резидентами и нерезидентами

Пункт 2 части 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле":

2. Резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны:

...

2) вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным опе­ра­ци­ям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора;

...


Штрафы на резидентов за непредставление документов для валютных операций в срок

Часть 6.3-1 статьи 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях:

6.3-1. Непредставление резидентом в уполномоченный банк форм учета и отчетности по валютным опе­ра­ци­ям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций по истечении девяноста дней после окончания установленного срока -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч пятисот до трех ты­сяч рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

(часть 6.3-1 введена Федеральным законом от 20.07.2020 г. № 218-ФЗ)

Материалы
по этой странице
?Решения рисков и про­блем при юридичес­ком планирова­нии и разра­ботке ВЭД на примерах

?Правовые нормы о добросовестности и чест­ной деловой практике

?Валютно-финансовые условия контракта ВЭД

?Транспортные условия контракта ВЭД

?Правовые способы обеспечения обяза­тельств в сфере ВЭД

?Репатриация ре­зи­ден­та­ми иностранной ва­лю­ты и валюты Рос­сий­ской Федерации

?Обязанность резиден­тов вести учет и отчетность по валютным операциям

? ► Документы для проведения валютных операций

?Учет контрактов и кре­дит­ных договоров в упол­номоченных банках

?Подтверждающие документы по ис­пол­не­нию, из­ме­не­нию, пре­кра­ще­нию обя­за­тельств по кон­т­рак­ту (кре­дит­но­му до­го­во­ру, займу)

?Понятие и виды международных аккредитивов

?Налоговые риски и проблемы при ведении ВЭД

?Условия применения НДС 0% при экспорте товаров из РФ

?Услуги, работы, пе­ре­да­ча прав в сфере ВЭД без уплаты НДС в РФ

?Преимущества под­готовки юридических тек­с­тов сразу на двух языках

Новости
и аналитика (262)
24.08.2024
Риск ответствен­но­сти ге­не­ра­ль­но­го ди­рек­то­ра пе­ред уча­ст­ни­ка­ми ком­па­нии при про­дле­нии сро­ков по­лу­че­ния ва­лют­ной вы­руч­ки по кон­т­рак­там

21.08.2024
Стратегия на по­лу­че­ние ва­лют­ной вы­ру­ч­ки за не­ре­зи­ден­та от тре­ть­их лиц не по­мо­г­ла из­бе­жать ад­ми­ни­ст­ра­тив­ных штра­фов за про­сро­ч­ки пла­тежей

02.08.2024
Дополнение к конт­рак­ту о про­д­ле­нии сро­ка ре­пат­ри­а­ции ва­лю­ты, офор­м­лен­ное за пре­де­ла­ми ис­ход­но­го сро­ка, в це­лях ва­лют­но­го кон­т­ро­ля по ре­па­т­ри­а­ции не учи­ты­ва­ется

30.07.2024
Продление мо­ра­то­рия на при­ме­не­ние мер ад­ми­ни­ст­ра­тив­ной от­вет­ст­вен­нос­ти за ва­лют­ные пра­во­на­ру­ше­ния из-за сан­к­ций не­дру­жест­вен­ных го­су­дарств не пла­ни­ру­ется

27.04.2024
Продленная до 30 ап­ре­ля 2025 г. обя­зан­ность от­де­ль­ных экс­пор­те­ров по про­да­же ва­лют­ной вы­ру­ч­ки фак­ти­чес­ки вклю­ча­ет так­же обя­зан­ность и от­вет­ст­вен­ность по «осо­бой» ре­пат­ри­а­ции ва­люты

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53
КОНСУЛЬТАЦИЯ
ПО ВАЛЮТНОМУ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ
И КОНТРОЛЮ
Яндекс.Метрика Яндекс цитирования

Аналитические правовые услуги по ВЭД, валютному контролю, Испании
Описание услуг на сайте не является публичной офертой услуг
Правовое бюро "Проект-ВС" (Москва) • 2001-2024 • Контакты
© Автор сайта:
Славинский В. Ч. Все права сохранены
ВАЛЮТНОЕ
РЕГУЛИРОВАНИЕ
И КОНТРОЛЬ
ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ