Правовые новости Практика и аналитика по ВЭД
30.04.2025 Может ли владелец российских облигаций в Испании в связи с санкциями против РФ указать в испанской декларации по НДФЛ (IRPF) отрицательный доход по ним
По данному вопросу на сайте Минфина Испании была опубликована разъясняющая консультация № V0106-25 от 05.02.2025 г. Ниже приводится содержание этой консультации на русском языке с сохранением разделов и формата испанского оригинала, с небольшими сокращениями и пояснениями.
Описание обстоятельств
Податель запроса является владельцем российских облигаций. Эти облигации в связи с ограничительными мерами и санкциями, принятыми в отношении России, заблокированы без возможности их перевода. Аналогичным образом имеет место обстоятельство, что владелец облигаций также не получил сумму, соответствующую данным облигациям, срок погашения которых истек [не получил соответствующую сумму погашения по данным облигациям].
Поставленный вопрос
Может ли податель запроса указать в своей декларации по подоходному налогу с физических лиц отрицательный доход по движимому капиталу как следствие ситуации с этими облигациями.
Полный ответ
Исходя из краткой информации, предоставленной подателем запроса, можно считать, что ценные бумаги, на которые он ссылается в своем запросе, российские облигации, представляют собой для целей налога на доход физических лиц приносящие доход финансовые активы, которые должны квалифицироваться в соответствии с положениями статьи 25.2 Закона 35/2006 от 28 ноября «О налоге на доход физических лиц и частичном изменении законов о налогах на общества, на доход нерезидентов и на имущество» (далее – Закон об НДФЛ), в качестве дохода от движимого капитала, полученного в результате передачи третьим лицам собственного капитала, в соответствии с которыми [положениями пункта 2 статьи 25 Закона об НДФЛ]:
«Такую квалификацию имеют встречные удовлетворения любого рода, независимо от их наименования или характера, денежные или в натуральной форме, такие как проценты и любая другая форма возмещения, согласованная в качестве вознаграждения за такую передачу, а также вознаграждения, возникающие в результате передачи, амортизации [погашения], обмена или конвертации любого класса активов, представляющих привлечение и использование стороннего капитала.
(…)
(b) В случае передачи, погашения, амортизации, обмена или конвертации ценных бумаг доходом будет считаться разница между стоимостью передачи, погашения, амортизации, обмена или конвертации этих ценных бумаг и их стоимостью приобретения или подписки.
В качестве стоимости обмена или конвертации принимается стоимость, соответствующая стоимости получаемых ценных бумаг.
Сопутствующие расходы на приобретение и отчуждение должны учитываться при исчислении дохода в той части, в которой они должным образом оправданы.
Отрицательные доходы, возникающие в результате передачи [отчуждения] финансовых активов в случаях, когда налогоплательщик приобрел однородные финансовые активы в пределах двух месяцев до или после такой передачи [отчуждения], учитываются по мере передачи [отчуждения] финансовых активов, которые оставались в составе имущества налогоплательщика».
Ситуация с облигациями, на которую ссылается податель запроса, может быть обусловлена положениями статьи 5 или 5 бис Регламента Совета (ЕС) № 833/2014 от 31 июля 2014 г. об ограничительных мерах в отношении России, посредством которых запрещаются прямые или косвенные операции по покупке или продаже, предоставление инвестиционных услуг или помощи в выпуске или любой другой форме торговли в отношении определенных оборотных ценных бумаг, выпущенных, в частности, лицами, зарегистрированными в России, или российскими государственными учреждениями, или же эта ситуация может быть обусловлена решениями, принятыми в России в отношении платежей по облигациям, поскольку податель запроса не предоставляет дополнительной информации о данных ценных бумагах.
Тем не менее, из сказанного в запросе на консультацию, по-видимому, следует, что данные облигации по-прежнему существует и по-прежнему является частью имущества подателя запроса, даже хотя они и не могут быть предметом передачи [отчуждения], или, в части облигаций, срок погашения которых истек, он не получил по ним платежа, без предоставления информации, которая позволила бы определить, был ли этот платеж окончательно отменен, или же он был приостановлен или отложен, или находится на учете и временно удержан в каком-либо финансовом учреждении, участвующем в цепочке владения ценными бумагами, в соответствии с вышеупомянутыми мерами.
В связи с этим статья 14.1 Закона об НДФЛ устанавливает общие правила временного учета, в соответствии с которыми:
«Поступления и расходы, определяющие доход, подлежащий включению в базу налога, учитываются в соответствующем налоговом периоде в соответствии со следующими критериями:
(а) Доходы от труда и капитала учитываются в налоговом периоде, в котором они могут быть истребованы их получателем.
(…)».
Следовательно, невозможность для подателя запроса передать (продать) российские облигации вследствие запретов, вытекающих из принятых мер, не образует, по смыслу положений статьи 25.2 вышеупомянутого Закона об НДФЛ, никакую ситуацию, которая формировала бы получение отрицательного дохода на движимый капитал на стоимость приобретения таких облигаций для целей налога на доход физических лиц.
Аналогичным образом, факт неполучения сумм, соответствующих облигациям, срок погашения которых истек, может означать, что либо погашение таких облигаций еще не произошло, и в этом случае мы не имеем дело ни с одним из случаев, предусмотренных в статье 25.2 (b), определяющих получение дохода от движимого капитала, либо же, даже если их погашение со стороны эмитента уже произошло, их сумма была удержана посредническими организациями в соответствии с нормативно принятыми запретами, что привело бы к тому, что податель запроса не смог бы потребовать их выплаты, и, следовательно, возможность принудительного исполнения еще не наступила бы для целей временного учета дохода, установленного в статье 14.1 (а) Закона об НДФЛ, что, в свою очередь, не позволяет учесть отрицательный доход по движимому капиталу на сумму приобретения этих облигаций.
Вышеизложенное, сообщаемое подателю запроса, имеет обязательную силу в соответствии с положениями пункта 1 статьи 89 Общего налогового закона 58/2003 от 17 декабря.
Правовое бюро «Проект-ВС», консалтинг по налогам в Испании, консалтинг по российским проектам в Испании, pvs.ru, 30.04.2025 г.
|